Библиотека PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
03.01.14 13:07

План месячника школьных библиотек 2019

Когда-то, в далекую Петровскую эпоху, библиотекарь был первым между академиками. Сегодня никто не посадит библиотекаря на трон, но в стремительно меняющейся педагогической системе начало нового тысячелетия неизмеримо вырастает и роль библиотекаря.

Справедливо говорил В.Сухомлинский, что судьбу человека нередко решает умная, вдохновенная книга, и приобщать к ней учащихся – общее дело учителя и библиотекаря. Помочь учащимся во всей полноте и глубине постигнуть силу образного слова, воспитать у ребят восприимчивость к литературе, умение видеть прекрасное, слышать возвышенное, чувствовать в художественном произведении все высокое и ненавидеть все низкое – вот цель учителя и библиотекаря. Само понятие «Библиотекарь» совершенно меняется при соединении с прилагательным «школьный». Исследования ученых доказали, что ограничение чтения детей лишь программной литературой указывает на отсутствие у них серьезного читательского интереса и тем самым не гарантирует полноценного личностного развития. Именно в силу этого обстоятельства и определяется более значимая роль школьного библиотекаря, который в свою очередь имеет больше возможностей влиять на читательские пристрастия ребят, знать их увлечения и запросы. Возьмем, например, такой факт. Всем известно, что мальчики любят читать одни книги, девочки – другие. Где же учителю на уроке успеть, выполнять программу, учитывать проявления свойственных мужчинам и женщинам вкусов? А вот в школьной библиотеке при индивидуальной и групповой беседе этот учет вполне выполним. Можно ненавязчиво порекомендовать одну книгу Коле, другую Лене, хотя оба ребенка из 5-А класса. Вот так, вроде бы, незаметно библиотекарь дополняет учителя.

 

 

Современное поколение молодых людей невозможно представить без хорошего  образования. Жизнь требует организации такой школы, которая давала бы не только глубокие знания, но и готовила к самостоятельному и беспрерывному образованию. Именно поэтому необходимо тесное содружество учителей с библиотекарями в деле обучения и воспитания молодежи. Как это осуществляется в нашей школе?  В  середине декабря  приглашаю первоклашек в книжное царство. При первом посещении, ребята просто познакомились с библиотекой. Объясняю, по какому принципу литература расставляется на стеллажах, где и какие разделы находятся, какие есть каталоги и как ими пользоваться, какие газеты и журналы выписывает школьная библиотека и каковы правила пользования библиотекой.

В Сухомлинский говорил, что «книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя». Надо как можно раньше помочь им открыть это окошко.  Поэтому, в библиотеке у малышей свой уголок, куда они с удовольствием приходят, копаются в книжках,  рассматривают картинки, выбирают то, что им по душе.

Большой акцент в работе делается на индивидуальную работу и работу с  малыми группами – 5,6 человек, так как ребятами усваивается лучше информация. Проводим игры– занятия: кто быстрее и правильнее найдет ту или иную книгу, обсуждаем прочитанные книги и статьи, вместе ищем ответы на любые вопросы, которые как бы невзначай подбрасывает нам окружающая действительность.

В результате ребята уверенно чувствуют себя при обращении к справочному фонду, становятся частым гостями в библиотеке, знают, что здесь им помогут найти ответ на любой вопрос.

Работа учителей – словесников и историков вообще немыслима без тесного союза с библиотекой.  С руководителем МО учителей литературы был разработан цикл совместных мероприятий, посвященных писателям и книгам – юбилярам 2009 года. «Актив библиотеки» активно принимал участие в подготовке и проведении праздника, были оформлены книжные выставки, вместе с ребятами 6-ых, 7-ых классов обсуждали книгу Каверина «Два капитана», предварительно создав рекламу книги; чтобы привлечь внимание ребят, проводила громкие чтения, зачитывая самые интересные отрывки из книги. По творчеству Пушкина в начальных классах проводились совместные уроки – биографию поэта рассказывала учитель, а мы с библиотечным активом под музыку читали стихи Пушкина.

В тесном содружестве с администрацией в рамках школы проведены мероприятия: уроки мужества - «Молодость, опаленная войной», «Блокада Ленинграда», «Нам нужна одна победа», «Черная быль – Чернобыль»;  литературно-музыкальные композиции «Не стареют душой ветераны», «Поэзия серебряного века», «Кореновск – самый чистый и красивый город»; спектакль на экологическую тему «Зимняя сказка»; библиотечный час: «Есть выбор: жизнь без наркотиков». Большое значение культурного наследия нашего края имела организация и проведение  цикла уроков, посвященных юбилею  композитора ГФ Пономаренко.

Совместно с учителями русского языка и литературы организовали выставки сочинений «Дети против террора», «Черная быль – Чернобыль». Ежегодно проводится Неделя детской и юношеской книги.

Библиотекарь – участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия  разные: индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные.  Индивидуально к каждому уроку  использую упражнения, практические  работы, консультирования, работу с книгой, игры и т.д.

Использую медиаресурсы практически на каждом библиотечном уроке и во многих массовых мероприятиях. Провожу интегрированные уроки совместно с учителями предметниками. Так, например, в 9 – 11 классах провела занятия по технологии написания и оформления рефератов. «Оформление реферата в соответствии с ГОСТом» - это консультирование можно провести и с педагогами.

Понимая, что каждый выпускник должен вынести из школы умение учиться, самостоятельно находить нужную информацию в разнообразных источниках, давать оценку получаемой информации и владеть пятью видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция, был проведен единый библиотечный урок совместно с классными руководителями по теме: «Книги, спасибо за то, что вы есть».

В нашей библиотеке доля делового чтения начала занимать лидирующее место, что связано с накоплением фонда энциклопедиями, словарями, справочниками, за счет спонсорской помощи и средств родителей.

В электронном каталоге выделена справочная литература в количестве - 396 экз. Работа с литературой в помощь учебному процессу в нашей школе строится следующим образом:

- Учитель формирует уровень мотивации к учебной деятельности учащихся, диагностирует их способности и, исходя из результатов, предлагает поиск и освоение информации по теме с учетом возможностей фонда школьной библиотеки;

- Родитель, получив соответствующие консультации классного руководителя, учителей-предметников, оказывают помощь ребенку в работе с книгой дома;

- Школьный библиотекарь ориентирует читателей, помогает им овладеть способами поиска, переработки и усвоения деловой информации. Успеху, содействующему деловому чтению, способствует раскрытие фонда по наиболее часто встречающимся в запросах учащихся темам. Для раскрытия фонда, применяются разные способы расстановки: систематическая, тематическая, жанровая. Оформлен целый ряд выставок: «В помощь учителю», «Спортивный калейдоскоп», «Спешу на юбилей», «Дорога и мы», «Человек и природа», «История России», «Твоя вселенная» и др. Постоянно действующие выставки – «Наш край кубанский», «Готовимся к ЕГЭ», «В помощь абитуриенту», «Береги здоровье смолоду», стенд «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Библиотека стремится быть активным участником всех школьных дел и начинаний. Ежегодно принимаю участие во всех школьных Акциях – «Цветик-семицветик», ко Дню матери, «Победа деда – моя победа» и др. Огромная работа проводится по подготовке и проведению Акций «Подари школе книгу», «Подари школе учебник». Оформляется объявление, проводятся беседы с родителями на родительских собраниях, с классными руководителями, с учащимися на общешкольной линейке. Например, в 2011-2012 уч. году родители ученика 11-Б класса Черепанова Антона. Они подарили библиотеке 315 экземпляров книг и энциклопедий. Участвуя  в месячнике военно-патриотического воспитания, в связи с 65-летием Победы в ВО войне, оформлялись буклеты, рекомендательные списки литературы, ряд книжных выставок, библиотека проводила беседы, часы поэзии, обзоры, конкурсы чтецов к 23 февраля, ко Дню победы.

В 2011-2012 уч. году провожу кружок «Театр» с учащимися 1-ых классов. В новогоднем утреннике ребята выступили со спектаклем кукольного театра «Колобок». Куклы для спектакля мы шили на занятиях сами, готовили декорации, ширму.

Базу информационной работы библиотеки составляют электронный, алфавитный каталоги, тематические картотеки: «Педагогика школы», «Краеведческая картотека», «Россия: день за днем», «Экология и современность», картотека «Что нам читать» и др. Оформлены папки-подборки, ориентированные на потребности школы, рекомендательные списки литературы для всех групп читателей, библиографические пособия. Особенную часть информационной базы составляет сценарный отдел, где собираются наиболее удачно прошедшие массовые мероприятия, с последующим использованием их в работе.

Зачастую библиотека в школе становится тем местом, где дети не просто приобщаются к книге и чтению, а делятся своими проблемами и радостями с нами, и мы становимся для них и учителями и психологами, и просто друзьями. В настоящие время идет нравственная деградация общества, это ярко наблюдается в подростковом возрасте. Моя цель – передать детям свою любовь к книгам, расширить кругозор, воспитать в них доброту, отзывчивость, человечность, милосердие, толерантность, и другие положительные черты характера. Назначение библиотеки – сеять разумное, доброе, вечное.

Последнее обновление 26.09.19 11:59
 

Joomla

Сейчас на сайте находятся:
 40 гостей 
Официальный сайт МОБУ СОШ №3 г.Кореновск 2013 © Данилин С.Г.